2009 год


2009 год

01.09.2009

Опрышко, Л. В. Реабилитация детей в Тюменской областной библиотеке для слепых / Л. В. Опрышко // официальный портал органов государственной власти тюменской области. Комитет по культуре Тюменской области. - 2009

С  2000 года в Тюменской областной специальной библиотеке  для слепых проводятся занятия психолога с детьми. При организации новой формы мероприятий главным для нас оказался вопрос поиска  современного подхода  к  их методическому оснащению. Для  этого в библиотеке  выделили  свободное пространство и создали  развивающую мультисенсорную среду. Мы выбрали  сказкотерапию -  одно из самых  красочных и увлекательных направлений в работе психолога с детьми, имеющими ограничения. Такие мероприятия ежемесячно проводятся в нашей библиотеке для детей, посещающих коррекционную начальную школу-детский сад МОУ№ 76  г. Тюмени. В рамках Проекта «Дети особой заботы» в нашей библиотеке в 2007 году работала группа выходного дня для тотально слепых дошкольников.  Так сложилось, что детям, имеющим инвалидность, особенно трудно адаптироваться в социуме. При  ослабленном зрении у них часто встречаются "эмоциональная неадекватность", "эмоциональные нарушения". За этим стоят детские страхи, тревоги, чрезмерная плаксивость, обидчивость, иногда – агрессивность.
      Помощь ребёнку – инвалиду в обретении целостности и идентичности – основная задача практического психолога в библиотеке.  Продвижение чтения в среду детей с проблемами зрения является актуальным. Осознание различных способов чувств, мыслей и действий становится доступным растущему человечку благодаря знакомству с книгой.  Обрести возможность соотнести собственный индивидуальный опыт с нормативным, показать вариантность правил зрелого и ответственного поведения – один из способов профилактики девиантного поведения, наркомании в этой возрастной группе пользователей библиотеки.  
      Метод сказкотерапии универсален и уже хорошо зарекомендовал себя на практике.  Когда мы решили апробировать эту технику, то начинали с известных сказок.  Постепенно, наработав опыт, стали применять и креативный подход:  менять сюжет, концовку известной сказки и  создавать свои  сказки.    Сегодня, обобщая  свой восьмилетний опыт,  мы с уверенностью можем сказать, что в технике сказкотерапии хорошо корректируется эмоциональное состояние, малыши учатся самопрезентации,  улучшается их общение, прорабатываются фобии и преодолевается стресс. Как важно научить незрячего ребёнка  чувствовать и понимать других людей, осознавать свои мысли, чувства, поступки, выражать словами события его внутренний жизни! Позитивные образы, проникая в подсознание, формируют  тем самым  фундамент личности. Кроме того, сказки создают у ребёнка  образ альтернативных отношений.  Сказкотерапия – метод, который использует сказочные формы интеграции личности, развития творческих способностей, совершенствования отношений с окружающим миром, познание самого себя. Отсутствие прямых указаний директивной формы делает сказку особенно привлекательной для детского восприятия. Важна и  художественно-эстетическая сторона этих произведений.
   Специальное оборудование приобрели  благодаря грантовой поддержке. Тюменская областная специальная библиотека трижды становилась победителем конкурсов социальных проектов Концерна «НИККА».
«Перчаточные» куклы» и ширма хороши для постановки сказок с детьми, имеющими остаточное зрение. Тотально слепые дети легче перевоплощаются в героев и охотнее играют сказки в шапках-масках, изготовленных из приятных для осязания материалов ярких расцветок.  Возраст слепого ребенка на момент включения в группу от 3,5 лет. Специалисты библиотеки, работающие со слепыми детьми, должны иметь достоверные сведения о состоянии здоровья и интеллекта ребенка. Так сложилось, что мамы уделяют основное внимание уходу за детьми и восстановлению зрения. Процесс общего развития и воспитания слепых детей иногда отходит на второй план.  К началу занятий ребенок должен владеть элементарными культурно – гигиеническими  навыками, начальными навыками по действию с предметами, основами коммуникативной деятельности. Для того чтобы детям было легче адаптироваться, мы стараемся, чтобы  количество участников в группе не превышало 6 – 7 человек. Родители могут присутствовать на занятиях  вместе с детьми. Сказка, как развивающее и  психотерапевтическое средство, имеет неограниченные  возможности.   Данный метод благоприятно сказывается на психологическом здоровье: дети становятся более уравновешенными, легче справляются с жизненными ситуациями.     Сказкотерапия – это процесс совместного поиска смысла и расшифровки знаний о мире и о системе взаимоотношений в нём. На таких занятиях происходит раскрепощение детей, преодоление неуверенности в себе, формирование и развитие позитивного отношения к окружающему миру. Сказка дополняет процесс экологического образования и воспитания детей - инвалидов и способствует активизации ресурсов потенциала личности ребенка, его психологической и социальной адаптации.

Психолог  ТОСБС    Л.В. Опрышко

← Назад к списку