2006 год


2006 год

01.01.2006

Россомахина, А. Трудное ты мое счастье / Антонина Россомахина // Тюменская правда. – 2006. - № 100.

Трудное ты мое счастье

«Непростой ребенок, особый!..», - именно так говорят о больных детях в библиотеке для слепых. Как относиться к такому малышу: «горе ты моё» или «трудное ты моё счастье!»? Согласитесь, есть разница. Родители, которые эту разницу чувствуют, собрались в конце мая на заседание семейного клуба в ТОСБС.

Не только мамы, но и папы у незрячих или слабовидящих ребятишек бывают замечательными. Именно папа когда-то привел в библиотеку маленькую Машу Полякову. Он открыл перед дочкой дверь в чудесный мир сказок и приключений, передал ей прелестный дар любви к слову, к традициям, к песне. И проснулось, заговорило, сначала тихо-тихо, а потом весело, звонко в Машиной душе творчество.

Теперь Маше Поляковой 16 лет. Она по-прежнему много читает, любит песни, пишет стихи. Первый сборник её стихотворений назван «Сердитый и мохнатый» (О ком это? Конечно о любимом котике!) и впервые представлен на семейном клубе в библиотеке для слепых. Книжка вышла в свет, напечатанной брайлевским (рельефно-точечным) шрифтом. Совсем скоро маленькие читатели библиотеки узнают, почему рассердился пушистый красавец Васька.

Хотя самой Маши на презентации ее первой книги не было - она учится в специальной школе в г. Ялуторовске, - ее литературный дебют на собрании семейного клуба отметили заочным музыкальным подарком. Для Маши в этот день прозвучала «Неаполитанская песенка Кота» из сборника Андрея Усачева «Игра в классиков».

Внимание гостей семейного клуба также привлекла выставка «Добрые книжки - игрушки» новинки - уникальной коллекции тактильных книг ТОСБС. Это, например, книжки-игрушки для маленьких незрячих мальчишек и девчонок, называемые еще рукотворными. Для их создания используются природные материалы (дерево, камни, ракушки), ткани различной фактуры.

Последнее особенно важно, поскольку развивает тактильную чувствительность кончиков пальцев ребенка. Эта способность поможет ему в будущем скорее и легче освоить брайлевскую азбуку, с которой придут к нему потом новые знания и опыт. Незрячие малыши, отмечают специалисты, особенно любят такие ткани, как вельвет, плюш, бархат. Необычайно важно при изготовлении тактильной книжки цветовое решение, точнее, соответствие цвета объекта в реальности его отображению в книге.

«Ведь шьют же у нас оранжевых котят и розовых медведей?!» - спросите вы. Шьют. Но основное достоинство тактильной книги в том, что она действительно знакомит незрячего ребенка с окружающим миром. Его образы представлены в издании посредством объемных, полуобъемных изображений, аппликаций, контуров, игрушек. Поэтому так важно соблюдение цветового соответствия: ничто не должно искажать столь сложного и неоднозначного для незрячего малыша процесса восприятия реальности.

Неслучайно на собрании клуба собравшимся здесь родителям библиотекари предложили попробовать изготовить тактильные книжки самостоятельно. Что может быть лучше для ребенка, чем созданная руками близких игрушка?! Удивительно простое решение, но какое радостное: такая книжка станет воплощением безграничной любви, нежности, ласки. Дети всегда это чувствуют, особые – еще больше.

Изготовление тактильной книжки легко превратить в увлекательную игру, ее можно создавать вместе с ребенком, даже всей семьей. И тогда она станет семейным преданием, любимой игрушкой и верным другом малыша. С детства начнет формироваться у него положительный, привлекательный образ книги, уважительное, бережное отношение к книжной культуре.

Тюменская областная библиотека для слепых - единственная в области, располагающая собранием столь необычных книг. Ее уникальную коллекцию вот уже второй год создают студенты Тюменского педагогического колледжа. В этом году к ним присоединились студенты Тюменского государственного нефтегазового университета. Будущие социальные работники изготовили для библиотеки 12 тактильных книг.

... Пока заботливые, любящие мамы обсуждали важные вопросы, малыши тоже не теряли времени даром.

Увлечен тактильной «Азбукой» Женя. Пытливо бегают тонкие пальчики по страничкам книжки, узнают очертания букв. «Какая же это буква?..» - напряженно думает он вслух. И, нащупав приклеенную на странице шишку, радостно восклицает: «Шишка!!! Это буква Ш!».

Заботливо опекает сестренку 11-летняя Наташа. Ее любимая Катюшка не видит. Наташа помогает читать тактильную книжку, привычно направляет ручки девочки, терпеливо объясняет непонятное.

А вот очаровательной Лизавете пока не до книжек. Ей только три года, и в сухом бассейне с разноцветными шариками девчушке интересней. А ещё очень интересно знакомиться с разными людьми. Особенно - с библиотекарями!  


← Назад к списку